«Мы чужие на этом празднике жизни» — так сказал великий комбинатор Остап Бендер своему напарнику по прибытии в Кавказские Минеральные Воды. Экипаж Toyota Hilux испытал совершенно иные эмоции, оказавшись в знаменитой российской здравнице. В этой части Ставропольского края есть все для того, чтобы полноприводный вместительный пикап чувствовал себя, как дома: плодородные поля, окруженные высокими горами, километры шоссейных дорог и сотни километров грунтовых дорог, где проедет только настоящий мужской автомобиль. Кавказские Минеральные Воды — это не только лечебные процедуры и прогулки по лесопаркам. Это огромный сельскохозяйственный потенциал, приветливые люди и невероятный симбиоз городской агломерации с горными ландшафтами. Сюда обязательно стоит приехать хотя бы раз в жизни.
Проект #ЧтоВиделHilux мы делаем совместно с автомобильным дилером КЛЮЧАВТО. Специалисты дилерского центра Toyota выделили для этого самый навороченный и новый автомобиль, а команда Кукарты выделила пять дней для того, чтобы отыскать креативных фермеров в Краснодарском крае, Ростовской области и Ставропольском крае, съездить к ним в гости и рассказать об увиденном и услышанном.
#ЧтоВиделHilux — это не просто поездка за продуктами, это настоящее приключение, в котором есть все: интересные знакомства, новые места, захватывающие виды и дорожные неожиданности. За пять статей проекта мы побываем в Тамани, в Горячем Ключе, Сочи, Ростове-на-Дону, Минеральных Водах.
День 3
Минеральные Воды — Железноводск — Ессентуки — Кисловодск
Кавказские Минеральные Воды — это не город, а цепь городов, которые за много лет уже срослись в единую агломерацию. В нее входит Пятигорск, Минеральные Воды, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Лермонтов и пр. Удивительно, но такое скопление населенных пунктов не демонстрирует торжества урбанизации. В регионе все равно много воздуха и свежей зелени вокруг. А глядя на окружающие пейзажи, начинаешь завидовать местным жителям, ведь мы, обитатели равнинных городов, лишены удовольствия каждый день смотреть на горы по пути на работу.
Городки КМВ оставляют впечатление ухоженности, здесь чувствуется бережное отношение к истории и культурному наследию — старые здания реставрируются и сохраняются, многоэтажек и стеклянно-бетонных бизнес-центров практически нет. 2-3 этажа — вот средняя высота таких городов, как Пятигорск, Кисловодск и пр. Но оставим города, дорога уже зовет нас в поля, на встречу с удивительным фермером, который выращивает на своем участке необычные фрукты и овощи, которые не купишь на рынке.
Подъезжая к адресу, который назвал нам фермер, мы все больше удивляемся — до чего же красивое место он выбрал для своего участка! Выходишь за забор и взгляду во всей красе открываются здания Георгиевского женского монастыря. Здесь Борис Рыженко выращивает фиолетовый картофель и русский киви, который внешне похож на виноград, но на вкус — самый настоящий киви. Кроме этих культур на участке растут колоновидные яблони, дерево Гинкго Белоба, сиреневая рябина, мексиканский огурец чайот и т.д. Мы, раскрыв рот от удивления, слушаем гостеприимного хозяина.
Я 15 лет потратил на то, чтобы заставить русский киви расти здесь, на Кавказе. Это растение обитает на Дальнем Востоке, оно отличается от того киви, что вы можете купить в супермаркете, хотя по вкусу — то же самое. Сперва мне потребовалось заставить лиану пустить стержневые корни. Дело в том, что это растение вышло из лесу, а в лесу почва легкая, поэтому лиане стержневые корни не нужны, у нее есть поверхностные. Я три раза по пять лет сеял семена, создавал условия, через пять лет они давали плоды, из лучших я отбирал семена, опять сеял. И вот так 15 лет.
Обычно на Дальнем Востоке выращиванием киви занимаются любители. Я же первый придумал, как наладить промышленное производство этой культуры. Я продумал все — от системы полива до противозаморозковой системы. Сейчас киви может выдерживать зиму до -7 градусов.
У меня своя клиентура. Некоторые уже по 18, по 19 лет берут киви каждый год. И берут сразу 20-30 килограмм на всю семью. Просто эта культура настолько полезная, вы даже не представляете. Полезная, прежде всего, для сосудов и кишечника. Если за зиму вы 10 кг киви съели, считайте, что год жизни прибавили. Я себе делаю коктейль из киви и съедобной рябины, сейчас тоже покажу ее. Выпил такой коктейль с утра, и до обеда ничего есть не хочется.
Проходите сюда, попробуйте рябину. Вкусная? Это специальный сорт, который можно есть и не морщиться.
А вот здесь у меня фиолетовый картофель. Его лучше всего есть в сыром виде, так наиболее полезно. В этом картофеле содержится до 10% белков. Но кроме них в нем антиоксидантов на порядок больше, чем в обычном картофеле. Если вы каждый день маленькую картофелину трете в салат — гарантия, что никогда раковых заболеваний не будет.
Этот вид был завезен из Америки, просто на него не обращали внимания, потому что клубни были очень мелкие. А когда провели анализ и определили, что содержание белка в фиолетовом картофеле доходит до 10%, начали заниматься селекцией. Сейчас я вырастил еще один вид — цвет такого картофеля чуть светлее и ближе к розовому.
Мне 74 года, и уже около 40 лет я не ем мясо. И молоко не пью. Того белка, что есть в овощах и рыбе мне вполне хватает.
Киви я продаю по 100 рублей за килограмм, а картошку — по 200.
Помимо фермерства я занимаюсь очисткой воды от вредных загрязнений. Помогает мне в этом растение — эйхорния или водяной гиацинт. Я научился применять его способность очищать воду в своих целях. Например, сейчас я плотно сотрудничаю с птицефабрикой, которую обложили огромными штрафами за уровень вредных веществ в сточных водах. За несколько лет нам удалось практически решить эту проблему.
Захватив с собой несколько килограммов картофеля и киви, укладываем их в кузов и едем дальше — в город Кисловодск, который славится своей целебной природной водой. Приехать в Кавказские Минеральные Воды и не испить нарзана — странное решение. Главная Нарзанная галерея Кисловодска находится на Курортном бульваре. В этом месте сконцентрировано огромное количество лечебных заведений, памятников истории и архитектуры. По широкому бульвару несмотря на зябкую погоду гуляет огромное количество людей, прям как на набережной Сочи или Геленджика в разгар сезона.
Следствие такого ажиотажа — отсутствие свободных парковочных мест в непосредственной близости от курортного места. Тем не менее, мы находим «карман» в паре кварталов от Курортного бульвара и без проблем втискиваем нашу большую машину. Сделать это не сложно, автомобиль словно сам помогает: парктроники, камера заднего вида, огромные боковые зеркала и хороший обзор — все это дает возможность водителю Hilux чувствовать себя комфортно не только в поле, но и на узких городских улицах.
В питьевой галерее представлено три типа нарзана — сульфатный, доломитный и общий. Используются они для лечения различных болезней. Из всего спектра воды пить, не морщась, можно только общий нарзан. Сульфатный способен пить только очень стойкий курортник, который лояльно относится к запаху тухлых яиц.
Попробовав минералки натуральной газации мы уже пересчитываем в уме, сколько сейчас сможем сэкономить на сувенирах для родных, каждому из которых привезем по бутылке натурального нарзана. Но местные жители спускают нас с небес на землю — пить нарзан надо свежим, буквально через пару часов после налива в бутылку, выпадает осадок и вода теряет свои качества. Очень жаль, похоже сегодня наш «улов« ограничится только картофелем и киви. А нарзан приедем пить, когда будет отпуск.
В следующее наше путешествие мы снова отправимся в горы на поиски целебного меда и самого северного в мире чая. Догадались о чем речь? Да, мы едем в Сочи!
Мнения об авто
Борис Рыженко, фермер, селекционер:
Я человек эксперимента, поэтому для меня пространство — это очень важно. Пикап — это очень удобная машина, но я бы не стал покупать — дорого слишком. Я вон купил за 250 тысяч машину и уже, слава богу, 4 года езжу.
Батыр Джамирзе, активный турист, менеджер в сфере строительства:
Когда я ехал на этой машине, то чувствовал, что способен на большее, чем когда еду за рулем своего маленького седана. Внедорожные качества у Hilux отличные, управление идеальное, хочется отметить удобство переключения рычагов полного привода и блокировки дифференциалов. Внешний вид нового Hilux намного лучше, чем в предыдущей версии, он стал более вызывающим, мужественным. Это однозначно мужской автомобиль. Об этом говорит хотя бы то, что в солнцезащитном козырьке водителя нет зеркала. Мне машина показалась очень компактной и удобной в управлении, несмотря на внушительные габариты. Но, будучи российским фермером, я бы не стал покупать эту машину. Для нашего фермера больше подходит какая-нибудь «Газель», Hilux слишком дорогой. Это скорее автомобиль для обеспеченных людей, которые ведут активный образ жизни, любят путешествовать, занимаются спортом. Я бы купил такой, если бы зарабатывал чуть больше.
Евгений Маханько, турист, веб-дизайнер:
Так получилось, что все прошедшие 3 дня за рулем Hilux находился я и потому успел оценить все нюансы. Водителем быть в ней очень комфортно, все необходимые элементы управления — под рукой, все интуитивно понятно. Что касается ходовых качеств, то они прекрасные, нам удалось обкатать машину под разным углом и на разном покрытии, как на асфальте отличного качества, так и на бездорожье — все это по зубам Hilux. В машине чувствуется мощь, которая сосредоточена в твоих руках. Когда ты находишься за рулем, само вождение доставляет огромное удовольствие. Единственное, что смущает в авто — сзади немного места и путешествовать компанией более комфортно с закрытым кузовом, чтобы туда сложить все вещи. С нетерпением жду новый день выезда, чтобы ощутить приятную мощь Hilux.